НЕКОТОРЫЕ МАМЫ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ СТАНДАРТНЫХ СХЕМ ВВЕДЕНИЯ ПРИКОРМА И ПРЕДПОЧИТАЮТ ДАВАТЬ
МАЛЫШУ ЕДУ ИЗ СВОЕЙ ТАРЕЛКИ. НАЗЫВАЕТСЯ ЭТО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРИКОРМОМ. В ЧЕМ ЖЕ ЕГО СУТЬ И ОТЛИЧИЕ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ СХЕМ?
ЕЛЕНА ПАВЛОВСКАЯ, ВРАЧ-ДИЕТОЛОГ
Педагогический прикорм получил распространение одновременно с ростом популярности практики так называемого «естественного родительства». Обязательным условием последней является длительное грудное вскармливание. Сторонники такого подхода к воспитанию используют термин «педагогический прикорм» как альтернативу традиционной схеме введения новой пищи, которая считается «педиатрическим прикормом». Главная цель педагогического прикорма не накормить ребенка, а вызвать интерес к пище, познакомить его с традиционным меню семьи и привить навыки самостоятельного питания. При этом считается, что до 1 года пищевые потребности малыша полностью обеспечиваются грудным молоком.
Сроки и порции
Педагогический прикорм не предусматривает конкретных рекомендаций по срокам и последовательности введения новых продуктов. Его начало определяется интересом ребенка к тому, что едят старшие члены семьи, угасанием рефлекса выталкивания ложки, умением сидеть самостоятельно или на коленях у взрослого. Обычно все это появляется к 5-7 месяцам. Чтобы не пропустить появление интереса к пище, с 3-4 месяцев рекомендуется брать грудничка с собой за стол на время семейных трапез.
Пищу для крохи дают из тарелки матери. Количество продукта измеряется в «микродозах»: для твердой пищи это соответствует размеру от рисового зерна до горошины, для жидкой — от 1 капли до глотка.
Новые продукты дают малышу только при его желании. Если он капризничает, лучше унести его из-за стола до следующего приема пищи. За один раз можно пробовать 2-3 микродозы одного продукта или по микродозе 3-5 видов продуктов. Постепенно количество микродоз и видов еды увеличивается. Грудное вскармливание при таком прикорме не уменьшается, всю еду ребенок запивает маминым молоком.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
У этой системы, как и у любой другой, есть свои достоинства и недостатки. Вот что по этому поводу думают диетологи.
Преимущество педагогического прикорма — в развитии у малыша навыков самостоятельного питания. Ребенок ест в соответствии со своим аппетитом, а не желанием родителей, учится жевать и глотать твердую пищу. Дополнительное удобство -для крохи не надо отдельно готовить или покупать детское питание. Но учтите, что после 6 месяцев грудное молоко не может полностью обеспечить пищевые потребности ребенка. Дети, которые слишком долго находятся на исключительно грудном вскармливании, часто страдают от анемии, дефицита белка и витаминов. Так что диетологи теорию и практику «педагогического прикорма» не поддерживают.
Что-то Вы меня окончательно запутали. Если в грудном молоке недостаточно полезных веществ для полугодовалого ребенка, то почему же тогда диетологи против «педагогического прикорма»? Мне кажется, что такой способ кормления достаточно распространен, просто многие действуют интуитивно и вводят прикорм по собственному усмотрению. Например, я так и делала, хотя впервые слышу о таком понятии.
Валерия, вот и моя жена действовала по своему усмотрению, пока у ребенка не началась аллергия. Сколько ей говорил — посоветуйся с педиатром, все без толку, делала, как сама считала нужным. А теперь малому практически ничего нельзя есть. Даем только кашки и протертые супчики, ему ни фруктовые, ни многие овощные пюрешки нельзя, сразу начинает сыпать на лице и ягодицах.
Сергей, поверьте, я первый раз в жизни встречаю такого заботливого папу. Даже немного завидую Вашей жене;). Вот мой муж вообще не интересуется, чем я кормлю сына. Однажды оставила их вдвоем, так и один и другой сидели голодными)). Поэтому я ему вообще не доверяю ребенка, все делаю сама. Ну и, кстати, тьфу-тьфу, у нас еще никаких проблем с пищевой аллергией не было.
А я вот почему-то боялась переводить ребенка на взрослый стол, до шести месяцев кормила его только грудью, а потом постепенно начала давать яблочко и протертый банан. Спустя какое-то время стала покупать готовое детское питание и делать кефирчики и молочку. Ну а всякие не перетертые кашки и борщики он у меня начал уже есть только после полутора лет. Может быть это и не правильно, но на тот момент я считала, что так и нужно.
Я тоже немного побаивалась, но начала после 5 месяцев с овощных пюре. Давала по 0,5 чайной ложки, на столько же ежедневно увеличивая. Сейчас сыну 1,4 года, ест с общего стола. Никаких проблем со стулом или аллергией.
А не рановато ли такого маленького ребенка приучать к новой пище? Три месяца — это совсем грудной возраст, и ребенок все равно еще ничего не понимает. Да и как его брать с собой за стол, если он не умеет сидеть? Мне кажется, что нужно начинать педагогический прикорм хотя бы с 6-7 месяцев, когда малыш уже уверенно держит спинку и его можно кормить с ложечки. А раньше просто не имеет смысла.
Я тоже считаю, что всему свое время. Не понимаю, зачем торопиться со взрослой пищей, если у ребеночка еще не до конца сформирована пищеварительная система. Да и вообще, нахождение малыша за взрослым столом может быть даже опасно. Вдруг ему захочется что-то схватить, чашку или тарелку, а детки они такие резкие, даже не успеешь вовремя среагировать, как все уже окажется на полу.
Лично мое мнение — ребенок должен расти на молоке матери а не на искусственном прикорме. Я кормила свою дочь до трех лет, а пищу начала вводить с 2 лет по немного расширяя ее рацион.
Я, категорически против, прикорма раньше 6 месяцев. А вот педагогический прикорм у всех разный))) Если сами родители питаются правильно, т.е их рацион сбалансирован и в нем есть все микроэлементы и минералы, то и ребенку после 6 месяцев я думаю он подойдет. Но когда вся семья употребляет жирную, слишком соленую или слишком приправленную пищу, то для ребенка она безусловно будет не на пользу! Я знала одну семью, где ребенку 5 месяцев давали шашлык) И для них это было нормой, тогда как у меня глаза чуть на лоб не вылезли!
С вами полностью согласна, я нейтрально отношусь к педагогическому прикорму, наша семья питается правильно, поэтому моему ребенку такой тип прикорма подошел хорошо, но я все таки решила кормить ребенка отдельно, начиная с безаллергенных продуктов. В моей практике тоже есть семейные пары, которые чуть ли не с трех месяцев дают ребенку творог, рыбу и даже анаком.
Прикорм, дело индивидуальное. Мне пришлось ввести прикорм с 5 месяцев, так как у ребенка были проблемы со стулом, а пюре из чернослива здорово решало эту проблему. Давать еду из родительской тарелки считаю неверным, к сожалению взрослые продукты не соответствую должному качеству. А что бы ребенок мог выбирать сам, нужно готовить несколько блюд на выбор, например пюре из кабачка или тыквы.