ДОМ ТВОРЧЕСТВА
В доме у Рожковых живет музыка и отсутствует телевизор. Смотреть его у членов этой музыкальной семьи нет ни особого желания, ни времени. Но телевизор стал частью выступлений Олеси и Виталия. Вместо бесконечной рекламы на голубом экране идет тематический видеоряд, соответствующий музыке концерта и усиливающий восприятие.
Все свободное время Олеся и Виталий отдают музыке, вовлекая в творческий процесс не только трехлетнего сына Колю и четырехмесячную дочурку Машу, но и соседей. Ведь репетиторий музыкантов находится в их собственной квартире. «Соседи не только с пониманием относятся к постоянным репетициям, но и становятся нашими первыми слушателями, улыбается Виталий. Когда мы играли музыку к фильму «Список Шиндлера», готовясь к филармоническому концерту, мужчина, живущий под нами, угадал название картины, мелодию и даже поблагодарил за доставленное удовольствие. Дети также разделяют наши музыкальные пристрастия. Когда старший сын слышит звуки любимой мелодии Эдварда Грига «В пещере горного короля», тут же берет в руки карандаш и начинает дирижировать. Приятно слышать, как он просит: «Не хочу смотреть мультик про «Петю и волка», хочу про пикколку и саксофон». В свои три года он уже неплохо разбирается в музыкальных инструментах. Четырехмесячная дочурка Маша засыпает только под Моцарта. Слушая его великолепные фортепианные концерты, малышка приходит в состояние умиротворенности и тут же засыпает. Хотя еще минуту назад бушевала».
Знаменитый дирижер Мстислав Ростропович как-то сказал: «Музыка — это Чудо, и те, кто занимаются Чудом, счастливые люди…» Метаморфозы, которые произошли с Олесей Рожковой во время второй беременности, она называет обыкновенным чудом и связывает исключительно с музыкой.
«Художник рисует краской, а музыкант — звуком, -говорит она. Исполняя классическое произведение, я предлагаю слушателям мысленно нарисовать эту историю. Наверное, это отложилось где-то на подсознании, и я вдруг подумала: почему бы не нарисовать то, что слышу внутри себя, свои чувства и эмоции? Вселенная состоит из семи нот, семи цветов — все взаимосвязано… Во время беременности я постоянно играла концерты «Эффект Моцарта», и в один прекрасный день во мне проснулся художник. Я взяла кисть, краски и стала рисовать на холсте, хотя раньше никогда этого не делала. В школе все работы по рисованию за меня выполняла мама, а тут вдруг у тебя изнутри выплескивает желание творить! Теперь у нас вся квартира в картинах».
На вопрос, как они отдыхают и что вкладывают в понятие отдых, Виталий и Олеся с улыбкой отвечают, что их семейный досуг — подготовка к очередному концерту «Эффект Моцарта». Маленькие слушатели вдохновляют их на новые идеи, которые Рожковы с воодушевлением воплощают в жизнь: «На концертах нам интересно не только играть классическую музыку, но и играть с детьми. Мы постоянно создаем какие-то поделки для очередного мероприятия. На Новый год мастерили елку, вместе с сыном вырезали снежинки, снеговика, делали праздничные игрушки. Продумывая тему следующего концерта, мы отталкиваемся от произведений. Так, например, темой апрельского концерта будет весна. Мы сыграем «Подснежник» Чайковского из цикла «Времена года», «Весенние воды» Рахманинова, «Форель» Шуберта.
Под звуки музыки австрийского композитора будем с детьми имитировать воду, в которой плещется игрушечная рыбка. На концерте «Эффект Моцарта» мне нравится наблюдать за глазами детей — их взгляды красноречивее любых слов. Мамы удивляются: «Что с моим чадом?» Просто он впустил музыку в сердце, только и всего. Финальное произведение мы исполняем коллективно — каждый из детей аккомпанирует нам на разных шумовых музыкальных инструментах. А самые эмоциональные малыши кричат не «браво», а «ура!».
Семейная звукотерапия
Энергии Виталия и Олеси Рожковых можно только позавидовать. Кроме того что они занимаются с другими детьми, им еще нужно уделять внимание и своим. Супруги говорят, что их дисциплинирует музыка, а сын и дочка являются неиссякаемым источником вдохновения. Готовясь к концерту, музыканты перечитывают массу литературы, чтобы снова удивить маленьких слушателей. «Забывая о живом контакте, многие люди предпочитают общаться посредством высоких технологий: поздравляют с праздником не словами, а эсэмэской, новостями делятся в «Фейсбуке», настроение передают смайликом… Мы — не цифровые, а аналоговые, и находимся с детьми на одной волне, делятся Виталий и Олеся. — «Эффект Моцарта»это не чудодейственная таблетка, которая дает мгновенный результат. День за днем, шаг за шагом, по крупице ребенок впитывает в себя красоту классической музыки, которая формирует его вкус и кругозор. Еще Василий Сухомлинский сказал: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Ничто не развивает образное и ассоциативное мышление так, как музыка. Ее нельзя пощупать, попробовать на вкус и вместе с тем она способна вызвать целую бурю эмоций. После концерта к нам часто подходят слушатели со словами: «Это было так красиво, что я не смогла сдержать слез. Спасибо!»
Эстетический багаж, который дети получат в раннем возрасте, впоследствии даст свои плоды. Ведь что посеешь, то и пожнешь. Постигая красоту в искусстве, дети учатся ценить ее в реальной жизни и человеческих отношениях. Вольфганг Амадей Моцарт в четыре года уже писал гениальные концерты. Его любимой игрушкой был клавесин. Если бы современные дети столько играли на клавесине, как на компьютере, возможно, у нас было бы много моцартов!».
Виталий и Олеся — большие молодцы. Это одна из тех редких семей, которая увлекается общим делом, причем таким нужным и интересным. Они и своим и чужим деткам помогают понимать мир через музыку. Я уверена, что из этих детей вырастут прекрасные люди: ученные, врачи, музыканты, художники. У них с самого детства заложены правильные принципы и мировосприятие.
А мне кажется, чтобы из ребенка вырос в будущем великий музыкант, для этого должна быть внутренняя предрасположенность (хороший слух, например). Такой подход к образу жизни, как описан в статье, поможет вовремя выявить эти способности, но не больше. Я в детстве очень любила рисовать, могла часами сидеть, и родители всегда поощряли мое увлечение, но во взрослой жизни я работаю в сфере финансов и совершенно не чувствую тяги к творчеству.
По моему мнению, в жизни ребенка должно быть все: и музыка и телевизор. Конечно, эта семья делает очень хорошее дело, воспитывая в детях любовь к искусству, развивая их. Но детей невозможно отделить от остального мира, и все равно встреча с компьютером и телевизором тоже когда-то произойдет. А готовы ли будут дети к этой встрече. Я считаю, что важно научить ребенка правильно и по назначению, без вреда для здоровья использовать новые изобретения человечества. А любовь к прекрасному обязательно нужно прививать детям. Хорошо, что есть люди, которые помогают нам в этом.
Лариса Крапивина
Поддержу Любовь. Я думаю в нашем мире, где дети всюду видят героев современных мультиков и сказок, невозможно дистанцироваться от телевизора полностью. Ребенок должен хотя бы знать кто такие фиксики или Микки Маус. Я не призываю приучать к телевизору детей, нет. Но я думаю в совсем малых количествах просмотр мультфильмов по возрасту только расширит кругозор ребенка. А музыкальное воспитание и то, что родители так много времени посвящают детям — это прекрасно. Сама своим детям часто включаю классику.
Сам термин «эффект Моцарта» возник после публикации книги одного американского ученого, который изучал влияние музыки Моцарта на интеллектуальные способности студентов (они возрастали после прослушивания в 2-3 раза). Потом эти исследования были оспорены, а термин прижился.
На самом деле музыка оказывает сильное влияние на людей, ведь она — квинтэссенция души, духовного состояния композитора, который ее написал. Не случайно разная музыка влияет по-разному.
Так, замечено, что даже неподготовленных слушателей буквально потрясает Бетховен. А Моцарт, да, успокаивает, вселяет жизненную энергию, придает сил. Моцарт был очень светлым человеком, это правда.
Просто умнички!)) Вообще хорошая, классическая музыка благотворно влияет на интеллектуальное и духовное развитие детей! Побольше бы было таких родителей, как Виталий и Олеся!