Редкие взрослые подарят мальчику фарфоровую куклу а девочке — гоночную машинку. Но именно так в них можно развить самые важные качества.
Шведские маркетологи умеют разрушать стереотипы: недавно они выпустили каталог игрушек, в котором мальчики держат в руках куклу, а девочки — автомат. И пока директор по продажам оправдывался, что эти товары не для мальчиков или девочек, а для детей в целом, взволнованные родители разных стран ищут ответы на вопрос: нужно ли будущим женщинам и мужчинам играть в игрушки друг друга? Или все же каждому свое?
Тендерные установки встречают нас с рождения: девочкам традиционно полагаются розовые ленты, мальчикам — голубые. Далее малыша ждут дары, и вряд ли мальчику вручат пони с ресницами и бантами, а девочке — детский набор инструментов. Более того, большинство родителей так или иначе насторожатся, заметив, что ребенок увлекся привычными для другого пола игрушками или играми. И могут даже счесть это поводом обратиться к психологу.
Однако мир меняется: примерно к трем годам ребенок вполне осознает свой пол и старается ему соответствовать. Однако что конкретно это означает на практике, всякий раз (осознанно или нет) определяют родители. «Ты же мужчина!» укоризненно говорят расстроенному мальчику, и он узнает, что ему не полагается открыто выражать чувства. «Ты же девочка!» критикуют перепачканную юную барышню, только что возглавлявшую и казаков, и разбойников, и она понимает, что лидерство и освоение новых территорий — не для нее.
Исследователи давно пытаются выяснить: дети выбирают, во что играть, исходя из своих реальных склонностей или следуя ожиданиям взрослых? Причем необязательно родителей — тендерные предписания подстерегают в детском саду и в школе, в книгах и фильмах, в рекламе и телевизоре. Преподаватель тендерной психологии Шон Бурн в своей книге рассказывает про эксперимент: с 10 — месячным младенцем общались взрослые, часть из которых считала» что перед ними девочка, а часть — что мальчик. У всех был мяч, кукла и кольцо для жевания. Выяснилось: те, кто думал, что играет с мальчиком, предлагали ему мяч, а те, кто полагал, что с девочкой, куклу.
За всеми социальными установками бывает сложно разглядеть подлинные интересы дочери или сына. Но если помнить о том, что игра — лучший способ познания себя и мира, а игрушки не бывают «правильные» или «неправильные», «только для мальчиков» и «только для девочек», можно научить ребенка по-настоящему важному. Мы выбрали семь самых популярных игрушек, помогающих заботиться, придумывать новое, анализировать информацию, заводить друзей, быть победителем и уметь любить.
КУКЛА
Одна из самых древних игрушек, известных человечеству, традиционно закладывает родительские модели поведения. Учит заботиться о младших, быть ответственными, внимательными и поддерживающими. В игре «дочки — матери» есть и другой важный аспект — в ней ребенок часто отыгрывает значимые для него ситуации, примеряет или отбрасывает варианты поведения, которые видит вокруг себя. И дело даже не в том, что, наблюдая, как он отчитывает куклу, понимаешь свою излишнюю родительскую строгость, а в том, что именно таким образом у малыша появляется возможность выплеснуть эмоции, не сдерживая в себе обиду, гнев, раздражение или смущение, которые он пока еще не может осознать.
КОНСТРУКТОР
Помимо мелкой моторики конструктор развивает пространственное и логическое мышление, креативность, воображение, умение ставить и выполнять задачу и, конечно, изобретать новое. Увлеченный строительством ребенок может и не стать инженером, архитектором или ландшафтным дизайнером, зато он всегда будет уверен в своих возможностях добиться поставленной цели и преобразовать окружающий мир.
МЯГКАЯ ИГРУШКА
Конечно, с ними тоже играют как с куклами, но глубинный смысл плюшевых мишек, зайчиков и песиков в том, что они помогают доверять, открыто испытывать умиление, быть трепетными и даже ранимыми. Мягкая игрушка становится лучшим воображаемым другом, которому можно рассказать самое сокровенное, взять за лапу, когда одиноко, или обнять, если страшно. И все это на равных, в партнерстве — так, как после будут складываться самые лучшие отношения уже с реальными друзьями.
МАШИНКИ
Развивают интерес к техническим изобретениям: как и что устроено, почему работает, может ли что-то еще улучшить и как. Именно поэтому такую игрушку лучше разобрать, чем аккуратно поставить на полку (хотя родители часто думают иначе). Кроме того, игрушечный транспорт прививает алгоритмическое мышление, то есть способность реализовать абстрактную идею с помощью последовательности конкретных шагов: загрузить песок в кузов, отвезти, высыпать. И. конечно, развивает соревновательность, если ребенок гоняет машинки не один.
БАРБИ
Взрослые куклы, изначально задававшие жесткие стандарты привлекательности (90-60-90, блондинка, всегда улыбается), сегодня разнообразны и вполне умны. Например, «Говорящая Вирби», произносившая раньше «математика — это сложно», теперь эмансипировалась и утверждает, что «компьютеры — это весело». Но даже молчаливые Вирби помогают детям взрослеть, предлагая деловое знакомство с женским телом, сексуальностью и ролевыми моделями, в которых красотка может быть и хорошей хозяйкой, и карьеристкой, и просто авантюристкой.
ОРУЖИЕ
Игрушечные револьверы и ружья, вызывающие обоснованные вопросы у родителей — пацифистов, помогают детям не только выпускать агрессию, но и чувствовать себя героями.
Они тренируют воображение, смелость, быстроту реакций, способность рисковать, защищать ближних, конкурировать и побеждать — И еще — стратегическое мышление, поскольку часто применяются в масштабных ролевых играх. Кстати, для них лучше подходит историческое оружие — сабли, мечи, арбалеты, поскольку игра в разбойников, пиратов на глубинном уровне закладывает не жестокость, а уверенность в том, что жизнь полна приключений.
ПОСУДА
Помимо понятной самостоятельности, игрушечные кастрюли и сервизы развивают желание экспериментировать, пробовать новое и, конечно, делать приятное близким. Даже самый подозрительный суп из листьев, веток и цветков изготавливается обычно для того, чтобы поразить кулинарное воображение мамы, папы, куклы и только что обретенных приятелей. Кроме того, детская посуда приучает ребенка к тому, что что интерес к кухне — всегда вкус к разнообразию мира, а вовсе не тяжкая обязанность или низменная склонность, как часто думали дети прошлых поколений.
Сейчас в магазинах такой большой выбор игрушек, что по-моему у любой мамы не возникает вопросов по поводу того, что подарить своему любимому чаду. Сейчас что для мальчиков, что для девочек можно и развивающие игры, и творческие, и ролевые, чего душа желает. Единственное, о чем я часто задумываюсь, это цена такого удовольствия и качество. Стараюсь выбирать все отечественное.
Вика, конечно же в первую очередь нужно обращать внимание на качество и безопасность игрушек. Как говорится, не все то золото, что блестит. Зачастую мамочки стараются прикупить своему любимому чаду яркую машинку или куклу с разными стразиками и пайетками, но ведь это может быть опасно, т. к. в основном проблемы бывают с китайскими игрушками. Нужно выбирать тщательно, чтобы потом не было ни аллергии, ни травм.
Как ни странно, но мой сын в раннем детстве тоже любил играть куклами. А когда ему было 3 года, на день рождения заказал игрушечную колясочку. Но я думаю, что вся причина в том, что машинки и пистолетики у него были, а девчачьи игрушки-это новинка. Мы ему как-то объяснили, что мальчик такими игрушками не играет. Сейчас, когда он подрос, я стараюсь покупать ему игрушки, которые развивают умственные способности. Это и логические игры, и головоломки, и конструктор.
Сейчас дети с одной стороны более счастливые в том плане, что у родителей есть возможность купить любую игрушку, благо, что выбор велик. Если нет подходящей в магазине, можно заказать по интернету. А с другой стороны у детей стало меньше воображения, так как им предлагается уже готовая игрушка, которой они поиграют день-два, максимум неделю, и она им надоедает. Не знаю, у кого как, но я в своем детстве игралась не только игрушками, но и любыми подручными материалами. Помню, как мы на улице с девчонками в возрасте 4-6 лет делали куколки из цветочков, мебель и посуду из спичечных коробков и камушков, и были безумно рады. То было настоящее детство, не то, что у нынешнего поколения.
Я считаю, что для гармоничного развития ребенка, должны присутствовать игрушки разного вида и необязательно, чтобы у девочки были только куклы, а у мальчика машинки. У нас во дворе, мальчишки и девчонки играют одинаково и в куклы, и в машинки. И мы никогда не запрещали им катать машину или возить коляску. Не следует следовать стереотипам, тогда ребенок будет гармонично развит.
У меня тоже, мой сынишка любил в раннем детстве возиться с куклами и катать их в коляске и на машине, и ничего плохого я в этом не видела. После трех лет, его любимыми игрушками стали машинки, конструкторы и всякие мечи!))